Адрес агентства: г.Пенза,
ул.Куйбышева д.33, офис.12. Тел. +7 (8412) 755 00 12

Керосин ТС-1. Топливо для крылатых машин

Керосин как представитель легчайших топливных фракций, получаемых из светлых нефтепродуктов, имеет широкое распространение и как топливо для авиационных двигателей, и как средство дезинфекции, и как временный обогреватель небольших помещений. Из всего разнообразия марок остановимся на авиационном керосине ТС-1.
Особенности технологии производства
Выпускаемый в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 10277-86, керосин ТС-1 используется в летательных аппаратах, которые используют дозвуковые скорости. Технология его производства не отличается от общепринятой за исключением жёстких требований, ограничивающих наличие серы и серосодержащих примесей. Поэтому после стандартных этапов перегонки углеводородного сырья полуфабрикат обязательно подвергается гидроочистке или демеркаптанизации — процессам выборочного обессеривания керосина в присутствии никель-молибденовых катализаторов и водорода при рабочих температурах процесса 350…400°С и давлениях 3,0…4,0 МПа. В результате такой обработки вся имеющаяся сера органического происхождения превращается в сероводород, который впоследствии расщепляется, окисляется и удаляется в атмосферу в виде газообразных продуктов.
Пониженное содержание серы в керосине ТС-1 обуславливает уменьшение вредных окислительных процессов, которые происходят в работающем двигателе. Они способствуют образованию поверхностного налёта на деталях, в результате прочность металла снижается.
 
ГОСТ 10227-86 предусматривает два сорта керосина ТС-1, которые различаются своими эксплуатационными свойствами и областями рационального применения.
 
Характеристики
Расшифровка рассматриваемой марки проста – буквы означают, что это Топливо Самолётное, цифра – что последовательность отгонки фракций при производстве топлива происходит в первую очередь, т.е., при минимально допустимой температуре – от 150ºС.
Основные физико-химические характеристики топлива, которые нормированы ГОСТ 10227-86, представлены в таблице:
Наименование параметра Единица измерения           Численное значение
Для ТС-1 высшего сорта Для ТС-1 первого сорта
Минимальная плотность при комнатной температуры т/м3 0,780 0,775
Кинематическая вязкость при комнатной температуре, не выше мм2/с 1,30 1,25
Минимальная температура применения, -20 -20
Минимальная удельная теплота сгорания МДж/кг 43,12 42,90
Минимальная температура вспышки 28 28
Массовая доля серы, не более % 0,20 0,25
Стандартом регламентируются также показатели зольности топлива, его коррозионная активность и термическая стабильность.
 
С ограничениями допускается использовать данное топливо в северных и арктических регионах, а также при длительном, более трёх лет, хранении (возможно расслаивание, поэтому пригодность такого керосина устанавливается по результатам дополнительных тестов).
 
Свойства и хранение
Фракционный состав керосина ТС-1 способствует:
 
Равномерной испаряемости топлива, что обеспечивает высокую степень сгорания.
Высокой энергоёмкости, гарантирующей минимальный расход.
Повышенной жидкотекучести и прокачиваемости, снижающей интенсивность поверхностных отложений в топливопроводах и деталях авиадвигателей.
Хорошие противоизносные свойства (обеспечиваются наличием дополнительных присадок, увеличивающих также стойкость к статическому электричеству).
При хранении топлива сроком более 5 лет, в нём повышается процент смолистых веществ, увеличивается кислотное число, возможно образование механического осадка.